Швыдкой Михаил Ефимович Михаил Ефимович Швыдкой родился 5 сентября 1948 года в городе Кант Киргизской ССР. В 1971 году окончил театроведческий факультет Государственного института театрального искусства (ГИТИС) им. А.В. Луначарского в Москве по специальности "Театроведение". После окончания института был призван на службу в Советскую Армию. В 1973-1990 годах - редактор, ответственный секретарь, заместитель главного редактора журнала "Театр". Одновременно являлся обозревателем Всесоюзного радио и Центрального телевидения по вопросам театра (1975-1991), был ведущим ежемесячных радиопрограмм "Театр и жизнь", "Портреты друзей", автором сценариев ряда телевизионных и документальных фильмов. В 1991-1993 годах - генеральный директор редакционно-издательского комплекса "Культура" Министерства культуры России. С марта 1993 года по сентябрь 1997 года был заместителем министра культуры РФ. С августа 1997 года по май 1998 года возглавлял телеканал "Культура". С мая 1998 года по январь 2000 года был председателем Всероссийской государственной телерадиовещательной компании (ВГТРК). В феврале 2000 года - марте 2004 года Швыдкой был министром культуры РФ. В этом же году указом президента РФ он был отправлен в отставку с поста министра в составе правительства Касьянова. В марте 2004 года Министерство культуры было упразднено в результате административной реформы. 13 марта 2004 года Швыдкой был назначен руководителем Федерального агентства по культуре и кинематографии (подведомственного Министерству культуры и массовых коммуникаций РФ), образованного согласно указу президента РФ от 9 марта 2004 года "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". В марте 2007 года Швыдкой был назначен полномочным представителем Российской Федерации в правлении Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств. 7 июня 2008 года Швыдкой был уволен с поста руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии в связи с ликвидацией агентства. C 1 августа 2008 года — специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству. Эта новая должность была введена Президентом РФ для развития международного культурного сотрудничества, создания положительного образа России за рубежом. Одновременно занял должность посла по особым поручениям МИД России. С 6 ноября 2008 года — президент АРТ. C 2011 года – научный руководитель Высшей школы (факультета) культурной политики и управления в гуманитарной сфере МГУ имени М.В.Ломоносова. С 2011 года — Художественный руководитель Театра мюзикла. Швыдкой - действительный государственный советник РФ 3 класса; автор многих научных работ и публикаций по проблемам искусства и культуры; доктор искусствоведения, профессор; ведёт ряд телевизионных программ на темы культуры. Профессор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) и Российской академии театрального искусства (РАТИ, бывший ГИТИС), преподает историю зарубежного театра. Член Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, член Межведомственного совета по координации деятельности российских центров науки и культуры за рубежом член Союза писателей, Союза театральных деятелей, Союза журналистов. Президент телевизионного театрального клуба "Театр плюс ТВ", председатель национальной комиссии "Всемирное десятилетие развития культуры" ЮНЕСКО. Вице-президент Комитета коммуникаций Международного института театра при ЮНЕСКО, президент национального российского центра Международной ассоциации театральных критиков. Сопредседатель президиума независимой организации "Гражданское общество". Член Совета Попечителей Московского Английского Клуба, член редакционного совета общественно-аналитического журнала "Признание". Кавалер Золотого почетного знака "Общественное признание" (1998), лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства (1999 год), премии "Лучшие перья России". Награжден орденом "Знак Почета", орденом "Достык" II степени (Казахстан). В 1999 году был удостоен французского ордена "За заслуги" за вклад в создание российского телевизионного канала "Культура". Владеет английским языком. Женат, воспитывает двоих сыновей. Главная причина устойчивости Швыдкого во власти - это его полная лояльность. Он сам говорит, что "работает по свистку". В том смысле, что "когда свистнут, тогда и посмотрим". Швыдкой никогда не спорит с начальством, обсуждение любых проблем заканчивает словами: "Всё будет хорошо". У него говорящая фамилия. “Швыдкой” в переводе с украинского означает "быстрый", "шустрый". Прибавьте к этому обаяние, светскость, немалую толику здорового цинизма - и получите портрет чиновника, приятного во всех отношениях. Настолько приятного, что, когда премьер Примаков хочет сменить руководство российского телевидения, под удар попадает не Швыдкой, а его заместитель Лесин. В 195-й московской школе, где учился Михаил Швыдкой, все были уверены: он пойдет на физмат. По физике и математике ему в классе не было равных. У него всегда была феноменальная память. Одноклассник Швыдкого артист Игорь Костолевский рассказывает, как Михаил Ефимович, тогда просто Миша, однажды пришел к нему в гости, взял с полки томик Фейхтвангера, прочитал страницу и тут же пересказал ее наизусть. По гуманитарным предметам Швыдкой тоже успевал неплохо, славился своими сочинениями. К тому же он прекрасно играл на пианино. С детства был душой общества и всегда любил всякие приколы. Вместе с Костолевским (они с 9-го класса сидели за одной партой) Швыдкой организовал джаз-банд. Единственным настоящим инструментом в нем было пианино. Контрабасом служил деревянный ящик, в котором проделали дырку. К ящику привязали палку, на палку натянули веревки. На одном из школьных вечеров две будущие знаменитости исполняли "Танец маленьких лебедей" - зрелище было препотешное. Он блестяще знает английский язык. (Рассказывают, уже много позже на какой-то из презентаций молоденькая переводчица потеряла нить, "поплыла". Тогда Михаил Швыдкой встал к микрофону и стал переводить сам.) Человек слишком эмоциональный, он просто не мог связать жизнь с сухими цифрами. И выбрал театр, который всегда любил. Он поступил в ГИТИС, вызвав шок у своих учительниц физики и математики. По словам Игоря Костолевского, Швыдкой казался взрослее сверстников, был самостоятелен не по годам. Причиной тому непростое послевоенное детство (Швыдкой родился в Киргизии, где семья задержалась в эвакуации). Михаил Ефимович вспоминает, что одевался бедно, всегда носил какую-то немыслимую фуфайку. - У нас с мамой был один свитер на двоих. Когда она шла в консерваторию, она его надевала, когда я шел в театр, его надевал я. Когда мать во второй раз вышла замуж, Михаил переселился к бабушке: отношения с отчимом не сложились. С тех пор, видно, и живет в Михаиле Швыдком глубоко запрятанное чувство незащищенности. Его броня - это самоирония (в интервью корреспонденту "Профиля" Михаил Ефимович иронизировал по поводу своей фигуры: "Я человек полноватый, лысоватый, если не сказать лысый, и, скорее, квадратный, нежели стройный...") и безупречный костюм. - Мне с детства нравятся костюмы,- говорит Михаил Швыдкой.- И когда я работал в журнале "Театр", всегда старался ходить в галстуке. Мне так удобнее. Знаете, почему? Когда у тебя плохое настроение, все валится из рук, то надеваешь костюм, белую рубашку, галстук и сразу подтягиваешься, в тебя как бы вливается жизнь. Мы жили в такое время и в таком обществе, где костюм был своего рода защитой. Ты приходил в райком партии в галстуке - и уже хрен тебя голыми руками возьмешь! В этом, конечно, есть доля дурачества, но, я думаю, костюм - это защита. В нем чувствуешь себя уверенней, более подтянутым, серьезным. Возможно, трудное детство и стало тем стимулом, который повел Михаила Ефимовича по жизни - вперед и вверх. Сначала ему хотелось просто-напросто вырваться из нищеты, встать на ноги, начать зарабатывать. Сейчас Швыдкой, по крайней мере теоретически, человек не бедный. А в молодости ради заработка Михаил Ефимович брался за любую работу: писал статьи и книги по проблемам театра и кино, преподавал в вузах, ездил с лекциями по стране. В одной из таких поездок по линии общества "Знание" его сопровождал Игорь Костолевский. Швыдкой рассказывал о театре, а Костолевский - о себе. По свидетельству друга, Швыдкой мигом завладевал любой аудиторией. Труженики Сибири, затаив дыхание, слушали его рассказы и аплодировали не меньше, чем любимому артисту. К началу перестройки Швыдкой был уже известным критиком, доктором искусствознания. В ту пору многие задумывались над тем, как воспользоваться открывавшимися новыми возможностями. Кто-то решил податься в бизнес и начать делать состояние. Но для Швыдкого главным было не это. Светский лев, человек тусовки, он всегда любил находиться в центре внимания. А чтобы привлечь к себе внимание, в нашем обществе надо быть частью истеблишмента. И Швыдкой не упустил свой главный шанс попасть в высший свет. Этот шанс предоставился в 1990 году, когда он, заместитель главного редактора журнала "Театр", пробил публикацию нашумевшей на Западе пьесы "Московское золото" известных английских драматургов Хауэрда Брентона и Тарика Али. Для своего времени пьеса была революционной: Политбюро во главе с Горбачевым травит Ельцина, неформального народного лидера. Швыдкой не побоялся опубликовать пьесу в своем журнале. Его дела резко пошли в гору. Через некоторое время Швыдкой стал главным редактором "Театра", а чуть позже, в 1991 году, возглавил (в качестве генерального директора) редакционно-издательский комплекс "Культура". Однако генеральный директор занимался в основном тем, что было интересно лично ему. Он снова поймал волну: в моду вошла реституция, ставшая вопросом большой политики, и Михаил Ефимович сосредоточил на ней все свое внимание. Он принялся рассекречивать спецхраны, в которых с войны оставались культурные ценности, вывезенные из Германии и других стран Западной Европы. 5 декабря 1992 года по 1-му каналу "Останкино" был показан телефильм о трофейной Бременской коллекции, в котором Михаил Швыдкой впервые выступил как режиссер. Текст за кадром читал его друг детства Игорь Костолевский. Спонсором фильма, который эксперты оценили в 2,5 млн. рублей (при курсе около 150 рублей за доллар в начале 1992 года), выступил Инкомбанк. При этом менее громкие проекты издательства оказывались экономически несостоятельными. В 1993 году "Культура" приказала долго жить. "Культура" рухнула, а её гендиректор пошел вверх. Министр культуры Евгений Сидоров, знавший Швыдкого по совместной работе в комиссии по реституции культурных ценностей, пригласил его к себе в заместители. В 1997 году, с принятием закона, запрещающего вывоз культурных ценностей из страны, реституция канула в Лету. В том же году министр Сидоров лишился своего портфеля и отправился в почётную ссылку в Швейцарию - представителем России при ЮНЕСКО. А Швыдкой получил новое ответственное задание: создать и возглавить "Культуру", теперь уже телеканал - тезку покойного издательства. В то время он уже был едва ли не единственным политиком-говоруном из гайдаровско-собчаковской плеяды, оставшимся при власти. Эти люди умели красиво рассказывать, как и что надо делать, но как-то не были приспособлены к практической деятельности. Почему же Швыдкой уцелел? Ему просто повезло: он работает в сфере, где и не надо ничего делать. Его работа всегда заключалась в том, чтобы говорить. А со своими представительскими функциями он справляется великолепно. Швыдкой всегда там, где многолюдно: на премьерах, юбилеях, презентациях, вернисажах, похоронах. Он умеет найти нужные слова, к месту пошутить. Он всюду желанный гость. На столетии МХАТа Швыдкой был одним из немногих, кто оказался почётным гостем и на "либеральном" вечере у Ефремова, и на "патриотическом" у Дорониной. У Ефремова он оживленно беседовал с Гайдаром и Костиковым, у Дорониной любезничал с Зюгановым, Язовым и Прохановым. Михаил Ефимович в любой компании чувствует себя как рыба в воде. И умело мимикрирует, полностью сливаясь с окружающей средой. Он свой в доску и в компании госчиновников. Михаил Ефимович вообще умеет нравиться людям. Он неизменно подчёркивает, насколько его собеседник важный, талантливый человек. Всегда к месту скажет: "Меня очень интересует ваше мнение, поскольку я в этом вопросе не компетентен". Он с первого раза запоминает имя-отчество собеседника и, встречаясь с ним второй раз, правильно его называет. Излюбленным способом завоевывать друзей Михаил Ефимович сделал застолье. Говорят, он замечательный тамада. Умело поддерживает тонус застолья: шутит, подливает, делает комплименты дамам. По материалам информагентств. 



Яндекс.Метрика